Свято-Смоленская Зосимова пустынь

информация

qr code

Свято-Смоленская Зосимова пустынь – мужской монастырь в Александровском районе, основанный в 1680-х годах схимонахом Зосимой. О старце Зосиме известно немного. Вероятно, он был незнатного происхождения, из Смоленской губернии, о чём говорит существование в обители иконы Смоленской Богоматери, которая, по преданию, принадлежала самому Зосиме. Он достиг духовной зрелости в Троице-Сергиевой лавре, после чего удалился в Ульянину пустошь (на территории нынешнего Александровского района), объединив вокруг себя несколько монахов. Постепенно к Зосиме стали стекаться многочисленные паломники за советом и благословением. По преданию, старца часто посещала любимая сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна (1673-1716), на пожертвования которой была построена часовня над могилой Зосимы. В 1730-1740 гг. сюда, по преданию, часто наведывалась будущая российская императрица Елизавета Петровна, которая находилась в негласной ссылке в расположенном недалеко городе Александрове, в Александровской слободе. После смерти старца Зосимы пустынь пережила периоды расцвета и упадка, даже запустения в 1820-е годы, когда была сломана часовня, а братия покинула обитель.

Ульянина пустошь переходила во владение от одних собственников к другим. Существовала легенда, что на месте захоронения старца Зосимы происходили несчастные случаи – пожары, внезапная гибель людей и пр. В 1848 г. была вновь построена деревянная часовня, а в 1851 г. на могилу старца была возложена чёрная мраморная плита. Окрестное население стало связывать это место с чудесным исцелением больных и почитало как святыню. В 1866 г. Зосимова пустынь перешла в ведение Троице-Сергиевой лавры. В конце 1880-х годов была построена каменная часовня над захоронением старца Зосимы.

Расцвет пустыни был связан с деятельностью наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Павла в 1890-е годы и назначенного настоятелем и строителем пустыни иеромонаха Германа (управлял обителью в 1897-1923 гг.). Из красного кирпича в модном тогда русском стиле были построены трапезная с церковью Сергия Радонежского и собор Смоленской иконы Божией Матери на месте погребения основателя пустыни – старца Зосимы. Пустынь обнесли кирпичной стеной с четырьмя угловыми башнями. Вдоль западной стены расположились настоятельские покои, вдоль северной стены – братские корпуса. В середине между ними помещались Святые ворота, над которыми была сооружена церковь Всех Святых, в стиле эклектики, с боковыми башнями, больше похожая на замок.

Над восточной стеной поднялась высокая колокольня с башенными часами, построенная по проекту А.А. Латкова, который с конца XIX в. был архитектором Троице-Сергиевой лавры. Вероятно, Латков спроектировал и остальные постройки Смоленской Зосимовой пустыни. Строительство продолжалось более десяти лет. В начале XX в. над колодцем, вырытым, по преданию, старцем Зосимой, была возведена каменная часовня, ставшая украшением монастыря.

Смоленская Зосимова пустынь в это время получила широкую известность как выдающийся центр духовничества и старчества. Пустынь часто посещали члены Московского религиозно-философского кружка во главе с русским публицистом, духовным писателем М.А. Новосёловым, который старался приобщить к Зосимовой пустыни своих друзей и единомышленников, в том числе П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева.

В 1920 г. Смоленскую Зосимову пустынь превратили в сельскохозяйственную артель. В 1923 г. после смерти настоятеля отца Германа обитель была окончательно закрыта. Жизнь знаменитой обители замерла почти на 70 лет. В бывшем монастыре размещалась воинская часть.

Возобновлена Смоленская Зосимова пустынь в апреле 1992 г., в настоящее время активно возрождается. С воинской частью, расположенной на территории обители, у пустыни сложились дружественные отношения. Военнослужащие помогали восстанавливать храмы и другие строения. Один взвод был сформирован из учащихся московских духовных школ и православных призывников близлежащих областей. Его солдаты участвовали в праздничных богослужениях, пели на клиросе, занимались иконописью.

После открытия священники, монахи других обителей, родственники старцев Зосимовой пустыни стали передавать в неё сохранившиеся иконы, личные вещи старцев, другие святыни. В 1994 г. был канонизирован старец Зосима как местночтимый святой. Незадолго до этого в дар обители был передан список XVII в. иконы Смоленской Божией Матери в серебряном окладе, по преданию, когда-то принадлежавший преподобному Зосиме.

Святыня монастыря:

  • мощи преподобного Зосимы.