СУЗДАЛЬ

история

Суздаль – город с тысячелетней историей. Как показывают археологические исследования, он возник на основе древнейшего славянского поселения начала X в. Суздальская земля – это богатое плодородное ополье, и поэтому жители поселения занимались, в первую очередь, земледелием, а также ремеслом и торговлей.

В начале XI в. поселение «Суждаль» (так оно называлось в «Повести временных лет») входило в состав Киевского государства. Суздаль впервые упоминается в летописи в 1024 г. в связи с восстанием, поднятым терпящими в течение нескольких лет неурожаи смердами (угнетенными крестьянами) против «старой чади» (зажиточных старейшин города). Руководили недовольными смердами волхвы (жрецы-язычники, сопротивлявшиеся распространению христианства), прикрывая их борьбу религиозным знаменем. Для подавления восстания в Суздаль прибыл сам киевский князь Ярослав Мудрый.

После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. началась борьба между его сыновьями за владения, в результате которой богатые северо-восточные земли закрепляются за Владимиром Мономахом. Именно он на рубеже XI-XII веков предпринял строительство суздальской крепости (Кремля) для защиты города от набегов волжских болгар, а также большого Успенского собора.

В период правления сына Мономаха, Юрия Долгорукого, Суздаль становится столицей Ростово-Суздальского княжества. Неподалеку, в селе Кидекше, находилась и резиденция князя, с палатами и церковью Бориса и Глеба.

Самовластная политика Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого) выразилась, в частности, в переносе столицы из Суздаля во Владимир, строительстве там крепости с Золотыми воротами и главным княжеским храмом – Успенским собором. По примеру своего отца, князь Андрей основал загородную резиденцию, Боголюбов-город, на стратегически выгодном месте слияния рек Нерли и Клязьмы. Князь Андрей вел упорную борьбу со старым боярством Ростова и Суздаля, практикой вечевых сходов, добиваясь признания своей единоличной власти. Старая ростово-суздальская знать сопротивлялась политике Боголюбского, опираясь на недовольство бояр Кучковичей, организовавших заговор и убийство князя Андрея в 1174 г. Но и после смерти Андрея Боголюбского Суздаль не получил первенства и вошел в состав Владимирского княжества.

Встав на Владимиро-Суздальское княжение, младший брат А. Боголюбского, Всеволод III Большое Гнездо сосредоточил свое внимание не только на Владимире, но и на обустройстве Суздаля. При его участии обновляется ограда Суздальского кремля, расширяется выросший еще при Юрии Долгоруком торговый посад, строится Козьмодамианский (при впадении речки Гремячки в Каменку), Дмитриевский (на владимирской дороге) и Ризоположенский (на большой ярославской дороге, за посадом) монастыри. Однако, несмотря на территориальное расширение, в политическом отношении Суздаль остается второстепенным городом.

После смерти Всеволода III Большое Гнездо огромное Владимиро-Суздальское княжество было разделено между его многочисленными сыновьями. В 1217 г. Суздаль, а затем и Владимир, были отданы князю Юрию (Георгию) Всеволодовичу. Он полностью разбирает Успенский собор, возведенный еще при Владимире Мономахе и неоднократно достраиваемый. Новый собор получил название Богородице-Рождественского и покорял своей красотой и величием современников.

Вслед за Владимиром, в феврале 1238 г. Суздаль был разграблен и сожжен в ходе монгольского нашествия. Владимиро-суздальская дружина была разбита врагами на реке Сить. На поле брани пал и сам великий князь Георгий Всеволодович. В период монгольского владычества владимирский великокняжеский престол утратил свою силу. Суздаль же становится удельным княжеством и центром церковной жизни. Здесь строятся новые монастыри – Троицкий, Александровский и Васильевский.

В середине XIV в. в связи с возрастанием влияния Москвы суздальский князь Константин Васильевич превращает Суздаль в форпост на границе с Московским княжеством, а столицу из Суздаля переносит в Нижний Новгород. К этому времени относится основание двух крупнейших монастырей-крепостей Суздаля – Спасского (Спасо-Евфимиева) и Покровского.

Все первоначальные постройки монастырей XIII-XIV вв. были деревянными и не сохранились. Но они определили крайние точки города и места архитектурных ансамблей, созданных суздальскими зодчими XVI-XVII вв. Всего в Суздале было построено одиннадцать монастырей, до сегодняшнего дня сохранилось пять.

Несмотря на многие попытки суздальско-нижегородских князей сохранить самостоятельность, в конце XV – начале XVI вв. Суздаль попадает под власть Москвы. Крупнейшие монастыри города, где начинается каменное строительство, превращаются в места ссылок представителей старых княжеских и боярских родов и получают богатые вклады и пожертвования. Суздальский архиерей получает звание архиепископа. В середине XVI в. Суздаль часто навещает Иван IV Грозный, особенно Покровский монастырь и архиерейские палаты.

К концу XVI в. в основном складывается планировка Суздаля. Собственно городом назывался Кремль, к востоку от которого располагалась торговая часть – посад с торговой площадью и множеством кривых улочек, на которых жили посадские люди и ремесленники. За ним располагались слободы и стороны с множеством церквей, принадлежавшие, преимущественно, епископу и монастырям. В заливных поймах реки раскинулись обширные луга, которые являлись владениями суздальского архиепископа.

В начале XVII в. Суздаль, как и многие подмосковные города, был разграблен польско-литовскими войсками. В 1612 г. большой отряд суздальцев под командованием воеводы Измайлова принял участие в народном ополчении, которое возглавил князь Д.М. Пожарский, имевший земельные владения под Суздалем. В 1642 г. Д.М. Пожарский был погребен в родовой усыпальнице на территории Спасо-Евфимиева монастыря. В 2009 г. разрушенный за три с половиной века мавзолей Пожарского был восстановлен с максимальной точностью.

В XVII в. Суздаль испытал множество бедствий: неурожаи и крестьянские волнения; нападения крымских татар (1634 г.); страшный пожар (1644 г.), уничтоживший весь посад; эпидемия чумы (1654 г.), истребившая почти половину населения города. Но Суздаль оправился от несчастий и начал отстраиваться заново. Размах церковного строительства в конце XVII в. наблюдался, прежде всего, в обладавших экономической мощью монастырях, особенно в Спасо-Евфимиевом и Покровском. Правящий в то время Суздальской епархией митрополит Илларион за 26 лет сумел построить около 70 каменных зданий. В городе появляются выдающиеся зодчие этого периода – посадские люди И. Мамин, И. Грязнов и А. Шмаков.

В XVIII в. монастырское строительство сократилось, однако, приходские деревянные храмы заменялись каменными. Большинство памятников Суздаля этого периода были сосредоточены на торговом посаде и в слободах, строились на средства посадских торговых людей. Появились каменные купеческие дома.

В 1708 г. Суздаль был приписан к Московской губернии в качестве уездного города, а в 1709 г. при разделении Московской губернии на 9 провинций – стал центром Суздальской провинции. В 1714 г., в соответствии с Указом Петра I, в городе была учреждена первая школа цифири, в которую из Москвы был назначен учитель, а в 1723г. – духовная семинария, выпускником которой был известный химик Д.И. Виноградов, изобретатель русского фарфора, друг М.В. Ломоносова.

В середине XVIII в. был написан известный летописный труд Анании Федорова, ключаря Рождественского собора, «Историческое собрание о граде Суждале», увидевший свет в печатном виде лишь через столетие,  и дополнявшийся позднее сведениями других местных краеведов.

В 1778 г. Суздаль получил статус уездного города Владимирского наместничества (с 1796 г. – Владимирской губернии). В 1781 г., наряду с другими городскими гербами Владимирского наместничества, был утвержден герб Суздаля: на сине-красном поле изображен обернувшийся сокол натуральных цветов с золотыми глазами и лапами, с воздетыми вправо крыльями и увенчанный золотой княжеской короной. Сокол – символ княжеской власти на Руси, идущей от Рюриковичей, – изображался, в частности, на монетах Суздальско-Нижегородского княжества в XIV в. Суздальский герб, в отличие от гербов других городов Владимирской губернии, не получил на свой щит изображение льва (символа, принадлежащего гербу Владимира). Так закреплялся период истории, когда Суздаль был независим от Владимира, и отдавалась дань уважения древности Суздаля по сравнению с Владимиром. Исторический герб Суздаля с незначительными поправками был сохранен решением Совета народных депутатов города в 2003 г.

В 1788 г. был утвержден новый генеральный план Суздаля, который предусматривал строгие прямоугольные кварталы и прямые улицы. Но старая планировка оказалась достаточно устойчивой, и реконструкция только выпрямила и удлинила центральную улицу и расширила границы города. Теперь Суздаль включал не только старую центральную часть, но и предместья – монастыри с ремесленными слободами.

В XIX в. в Суздале продолжается каменное строительство в соответствии с регулярным планом. В 1806-1811 гг. строится Гостиный двор (по проекту губернского архитектора А. Вершинского), окруженный галереей на парных классических колоннах, с портальными воротами, завершенными шпилем с позолоченным соколом на острие. Это было первое в городе здание в стиле ампир, поставленное на главной площади, мощенной булыжником. В 1834 г. строятся Присутственные места, типовой казенный дом того времени (в настоящее время в нем располагается суздальский ЗАГС).

В строительство города большой вклад внесло разбогатевшее купечество. На средства купца В.М. Блохина сооружается здание Блохинской богадельни (сейчас в нем размещается Суздальское художественное училище). Купцы Жинкины, Жилины, Назаровы, Грязновы, Фирсовы и другие застраивают центральную улицу каменными домами в разных архитектурных стилях. Постепенно Суздаль приобретал облик, привычный сегодня.

Жители города занимались преимущественно огородничеством, садоводством и художественными ремеслами (чеканкой серебра, иконописью, резьбой по дереву, узорным ткачеством).

В XIX в. Суздаль развивался как торговый центр. В Гостином дворе было 180 «растворов» (торговых лавок), принадлежащих суздальским и иногородним купцам. На суздальскую ежегодную ярмарку (23 сентября) съезжались купцы со всей России. Однако, с открытием в 1862 г. Московско-Нижегородской железной дороги Суздаль перестал быть торговым перевалочным пунктом для товаров, шедших с юга к Архангельску и Петербургу, и торговля в городе начала затихать.

К началу XX в. в Суздале практически не было промышленного производства – лишь два кожевенных полукустарных завода и один колокололитейный.

Памятным событием для Суздаля стал приезд императорской семьи в 1913 г.: Николай II с дочерьми посетил Ризположенский, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, преподнес подарки, а некоторые особо ценные иконы из монастырей попросил передать для хранения в петербургский Русский музей императора Александра III, предварительно сделав с них копии.  

После революции многие храмы и монастыри Суздаля были закрыты и приспособлены под различные городские нужды, 14 церквей снесено. Жители города даже поддерживали реквизицию церковного и монастырского имущества, вскрытие рак с мощами, сожжение икон, что было удивительно для одного из религиозных центров страны.

qr code

САЙТ РАЗРАБОТАН ПРИ ПОДДЕРЖКЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНСТВА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ.

Copyright © 2020 год. Все права защищены